Положение о школьной библиотеке МОУ Коптеловская СОШ

СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
(протокол №
от А . б ' л 20 19г.)

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Коптеловская СОШ

СОГЛАСОВАНО
Совет родителей

Пгюсчас^с /гУЗД,
АЧ.СС.
20
г

СОГЛАСОВАНО
Совет обучающихся
П^СХ'СС^!
АЧ.С(с.
20 / 9 г

ПОЛОЖЕНИЕО ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
МОУ «Коптеловская СОШ»
I. Общие положения.
1.1.
Библиотека
является
структурным
подразделением
МОУ
«Коптеловская СОШ» (далее школа), участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность школьной библиотеки отражается в уставе школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании школы.
1.3. Цель
школьной библиотеки
соотносится с целями
общеобразовательного
учреждения:
формирование
общей
культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов
РФ, решениями соответствующего органа управления образования, уставом
школы, положением о библиотеке, утверждённым директоромшколы.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.

1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются«Положением о библиотеке
школы» и «Правилами пользования библиотекой», утверждёнными
директором школы.
1.7. Ш кола несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.8.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии
экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной
библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и
использование литературы экстремисткой направленности.
1.9. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные
для обнародования документы. Либо информация на иных носителях,
призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности. В том числе труды руководителей национал-социалистской
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации,
обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или
иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение
какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо
прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а
равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а
также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.10.Заведующий библиотекой 1 раз в полугодие проводит сверку
имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком
экстремистских материалов, в случае обнаружения маркирует их пометкой,
указывающей на ограничение его в использовании. Составляет акт по форме,
утверждённой согласно приложению №2 приказа №142 от 24.09.2013 г.
1.11. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности,
противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
1.12. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их представления
библиотекой определяются в правилах пользования библиотекой.
II. Основные задачи
2.1.
Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно­
нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому
миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия
экстремисткой
деятельности,
в
пределах
своей
компетентности,
осуществляет
профилактические,
в
том
числе
воспитательные,
пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой
деятельности.
Распространение
среди
читателей
библиотеки
информационных
материалов,
содействующих
повышению
уровня

толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на
распространения литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.2.
Обеспечение
участникам
образовательного
процесса
обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным
представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования
библиотечно-информационных
ресурсов
образовательногоучреждения на различных носителях: бумажном ( книжный
фонд, фонд периодических изданий),цифровом (СД-диски) и иных
носителях.
2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.4 Формирование навыков независимого библиотечного пользователя,
информационной культуры и культуры чтения. Обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
2.5 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
- Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные
целисформированные в концепции школы в школьной программе.
Информационная предоставлять возможность использовать
информацию вне зависимости от ее вида формата и носителя.
- Культурная - организовать мероприятия, воспитывающие культурное и
социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию
учащихся.
Распространение знаний и другой информации, формирующей
библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся,
участие в образовательном процессе.
Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых
носителях)
с
Федеральным
списком
запрещенных
материалов
экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. Проделанная работа
фиксируется в «Акте сверки с «Федеральным списком экстремистских
материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского
содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд
открытого доступа.
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного
обслуживания обучающихся:
организует
информационно-библиографическое
обслуживание
обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске
и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;

- проводит с обучающимися занятия по основам библиотечно­
информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению,
привитие навыков и умения поиска информации;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при
организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации
ФГОС ООО, содействует развитию критического мышления;
- ведет библиотечно-информационное обслуживание с учетом запросов
обучающихся;
- не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным
документам экстремистского характера.
Ведет систематическую пропаганду литературы среди учащихся путем
книжных выставок, рекомендательных списков, бесед, обсуждения книг,
литературных мероприятий и т.д.
Рекомендует литературу для учителей в помощь организации
внеклассной работы в школе.
Помогает классным руководителям в работе с родителями по
руководству чтением детей и организации исследовательской деятельности
школьников.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, компьютерная
зона
для
индивидуальной
работы
пользователей,
копировальномножительная техника.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотекой.
4.3.Спонсорская помощь, полученная школьной библиотекой в виде
целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не
влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров
финансирования из бюджета школы.
4.4.
В целях обеспечения модернизации школьной библиотеки
условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает школьную библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно­
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой школьной библиотеки и нормативами по охране
труда во время эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;

в

• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
школьной библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Ш кола создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования
и имущества школьной библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда школьной библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности школьной
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом образовательной
организации.
4.7. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
школьной библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка
школы.
При
определении режима работы
школьной
библиотеки
предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно
на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.8.
В
целях
обеспечения
рационального
использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека
школы взаимодействует с библиотеками М инистерства культуры Российской
Федерации.
V.
Управление, штаты.
5.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, Свердловской области и уставом
школы.
5.2.
Общее руководство деятельностью школьной библиотекой
осуществляет директор школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий школьной библиотекой назначается директором
школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности школьной библиотекой
обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления
образованием, учреждения
системы
переподготовки
и
повышения квалификации, информационно- методическогоцентра.

5.6. Заведующий школьной библиотекой разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о школьной библиотеке, правила пользования школьной
библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
5.7.
Порядок
комплектования
штата
библиотеки
школы
регламентируется его уставом.
5.8. На работу в школьную библиотеку принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, также имеющие высшее, средне-специальное педагогическое
образование подтвержденное документами об образовании и (или)
квалификации.
5.9. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником школьной библиотеки только на
добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности школьной библиотеки
6.1. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно­
информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении об информационно-исследовательском центре;
б) проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно­
библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями центра;
е) вносить предложения директору школы по совершенствованию
оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом
ОО;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между

работниками и руководством школы или иными локальными нормативными
актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники школьной библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами школьной библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых школьной
библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы и
информационно-методическим центром;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки.
7.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых школьной библиотекой
услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом школьной
библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, мультимедийные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда школьной библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы;

л) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
м) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
школьной библиотеки;
н) пользоваться ценными и справочными документами только в
г.омещении читального зала;
о) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки,
л I расписываться в читательском формуляре за полученную учебную
литературу (кроме учащихся начальной школы);
р) возвращать документы в установленные сроки;
с) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или
г.орчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере,
установленном правилами пользования библиотечным информационным
центром с учетом положений Главы 59 ГК РФ;
т) полностью рассчитаться сшкольной библиотекой по истечении срока
обучения или работы вшколе.
7.2. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись обучающихся школы в школьную библиотеку производится
по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и
иных работников лицея, родителей (иных законных представителей)
обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования школьной
библиотекой, является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда и подпись заведующего библиотекой о их возвращения
в школьную библиотеку;
г) обеспечение учащихся учебниками осуществляется индивидуально
для учащихся 5-11 классов и коллективным способом для учащихся
начальной школы через классных руководителей школы.
7.3. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14
дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.4. Порядок пользования библиотекой:

а) документы, предназначенные для работы в библиотеке на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
библиотеке.
7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки;
г работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.

и скреплено печатью


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».