СОГЛАСОВАНО: на педагогическом совете (протокол № от А . б ' л 20 19г.) УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Коптеловская СОШ СОГЛАСОВАНО Совет родителей Пгюсчас^с /гУЗД, АЧ.СС. 20 г СОГЛАСОВАНО Совет обучающихся П^СХ'СС^! АЧ.С(с. 20 / 9 г ПОЛОЖЕНИЕО ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МОУ «Коптеловская СОШ» I. Общие положения. 1.1. Библиотека является структурным подразделением МОУ «Коптеловская СОШ» (далее школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2. Деятельность школьной библиотеки отражается в уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании школы. 1.3. Цель школьной библиотеки соотносится с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образования, уставом школы, положением о библиотеке, утверждённым директоромшколы. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются«Положением о библиотеке школы» и «Правилами пользования библиотекой», утверждёнными директором школы. 1.7. Ш кола несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.8. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности. 1.9. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы. Либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. В том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям. 1.10.Заведующий библиотекой 1 раз в полугодие проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, в случае обнаружения маркирует их пометкой, указывающей на ограничение его в использовании. Составляет акт по форме, утверждённой согласно приложению №2 приказа №142 от 24.09.2013 г. 1.11. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. 1.12. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотекой определяются в правилах пользования библиотекой. II. Основные задачи 2.1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2.2. Обеспечение участникам образовательного процесса обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательногоучреждения на различных носителях: бумажном ( книжный фонд, фонд периодических изданий),цифровом (СД-диски) и иных носителях. 2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.4 Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения. Обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 2.5 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции - Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные целисформированные в концепции школы в школьной программе. Информационная предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида формата и носителя. - Культурная - организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. Проделанная работа фиксируется в «Акте сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания обучающихся: организует информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; - проводит с обучающимися занятия по основам библиотечно информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС ООО, содействует развитию критического мышления; - ведет библиотечно-информационное обслуживание с учетом запросов обучающихся; - не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера. Ведет систематическую пропаганду литературы среди учащихся путем книжных выставок, рекомендательных списков, бесед, обсуждения книг, литературных мероприятий и т.д. Рекомендует литературу для учителей в помощь организации внеклассной работы в школе. Помогает классным руководителям в работе с родителями по руководству чтением детей и организации исследовательской деятельности школьников. IV. Организация деятельности библиотеки 4.1. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, компьютерная зона для индивидуальной работы пользователей, копировальномножительная техника. 4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотекой. 4.3.Спонсорская помощь, полученная школьной библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. 4.4. В целях обеспечения модернизации школьной библиотеки условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает школьную библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой школьной библиотеки и нормативами по охране труда во время эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; в • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования школьной библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.5. Ш кола создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки. 4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда школьной библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности школьной библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом образовательной организации. 4.7. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим школьной библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы школьной библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; • не менее одного раза в месяц - методического дня. 4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками М инистерства культуры Российской Федерации. V. Управление, штаты. 5.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотекой осуществляет директор школы. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4. Заведующий школьной библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 5.5. Методическое сопровождение деятельности школьной библиотекой обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, информационно- методическогоцентра. 5.6. Заведующий школьной библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о школьной библиотеке, правила пользования школьной библиотекой; б) планово-отчетную документацию; в) технологическую документацию. 5.7. Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется его уставом. 5.8. На работу в школьную библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, также имеющие высшее, средне-специальное педагогическое образование подтвержденное документами об образовании и (или) квалификации. 5.9. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником школьной библиотеки только на добровольной основе. 5.10. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности школьной библиотеки 6.1. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении об информационно-исследовательском центре; б) проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями центра; е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере). ж) участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом ОО; з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами; и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники школьной библиотеки обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы и информационно-методическим центром; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки. 7.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых школьной библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом школьной библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, мультимедийные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда школьной библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой; к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы; л) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; м) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе школьной библиотеки; н) пользоваться ценными и справочными документами только в г.омещении читального зала; о) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки, л I расписываться в читательском формуляре за полученную учебную литературу (кроме учащихся начальной школы); р) возвращать документы в установленные сроки; с) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или г.орчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотечным информационным центром с учетом положений Главы 59 ГК РФ; т) полностью рассчитаться сшкольной библиотекой по истечении срока обучения или работы вшколе. 7.2. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись обучающихся школы в школьную библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников лицея, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования школьной библиотекой, является читательский формуляр; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и подпись заведующего библиотекой о их возвращения в школьную библиотеку; г) обеспечение учащихся учебниками осуществляется индивидуально для учащихся 5-11 классов и коллективным способом для учащихся начальной школы через классных руководителей школы. 7.3. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.4. Порядок пользования библиотекой: а) документы, предназначенные для работы в библиотеке на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в библиотеке. 7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; г работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. и скреплено печатью