География Свердловской области 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
МО Алапаевское
МОУ " Коптеловская СОШ имени Д. Никонова"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО
Afrits**™'***

Зам. директора по УВР
С.Е.Никонова

*

Приказ №
от <4$> августа2024 г.

- чЬт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География Свердловской области»
для обучающихся 8 классов

с. Коптелово 2024

Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности «География
Свердловской
области» на уровне основного общего образования составлена,
на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также, на основе характеристики планируемых результатов
духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.)
Программа учебного курса внеурочной деятельности География Свердловской области
составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки
Российской Федерации от 24.12.2018 года. Разработана на основе авторской программы по
географии Свердловской области. Авторы Капустин В.Г., Корнев И.Н., Екатеринбург:
Издательство Дома Учителя, 2020г. .
. Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведении в
школьную географию региона идей гуманизации, социологизации и экологизации,
пронизывающих современную географическую науку, и идей личностно ориентированного
обучения. Все это существенно меняет образовательные цели, содержание и технологию
обучения по предмету. Ключевой категорией содержания программы выступает понятие
геокультурное
пространство
региона,
которое
включает
два
взаимосвязанных
смыслообразующих признака: - региональное географическое пространство как совокупность
отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и
развивающимися во времени; - культура, которая как социальный феномен развивается в
конкретном географическом пространстве.
Образовательная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о
геокультурном пространстве Свердловской области, закономерностях его существования и
развития.
Курс выполняет свои конкретные задачи:
обеспечить личностно - ориентированный характер образования, создать условия для
ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных
отношений, способствовать становлению социально- ответственного поведения по
отношению к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам,
этносам и их ценностям;
через высокую научность и практическую направленность содержание курса
способствует развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых,
целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в
преобразовании географического пространства региона;
развивать гибкость мышления и поведения, необходимых в условиях, современной
экономики и наукоёмких производств.
Общая характеристика учебного курса.
Курс география «Свердловской области» составлен в соответствии с федеральной
программой по географии России.
Является важной составной частью единого учебного предмета «География России»,
который призван
- формировать у учащихся целостное представление о географии нашей страны;
- формировать у учащихся экологическое сознание, как основы для формирования нового
типа отношений между человеком и природой.
Занятия курса направлены на решение ряда задач: формированию экологического
взгляда на мир, развитию широких познавательных интересов и творчества ребенка. Содержание
курса позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя,
закономерности развития органического мира. Проблемы природы - это проблемы и человека.

Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной
частью».
Воспитание ученика - исследователя - это процесс, который открывает широкие
возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный
поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и
нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных
исследований
развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного
познавательного труда.
В связи с этим, особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной
программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в
изучении нового материала. Программа разработана с учетом логики учебного процесса среднего
образования, межпредметных (география, биология) и внутрипредметных связей.
Данная программа относится к тематическим
образовательным
программам по
внеурочной деятельности, направлена на получение воспитательных результатов в учебной
деятельности, это образовательная программа географического воспитания.
Образовательная программа, обеспечивающая 2-й уровнь результатов, направленный на
формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, природа, мир,
знания, культура.), ценностное отношение к социальной реальности в целом.
Программа ориентирована на запросы детей. Основное содержание состоит из 5 разделов.
Основная идея, объединяющая разделы, - неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся
взаимовлияние в системе природа-человек. Программой предусматривается 34 занятия (1 час в
неделю) в течение одного учебного года.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,
опыты и
практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание тем учебного курса «География Свердловской области»
I. ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования
Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории,
подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными
территориями, управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении
родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения,
развития нации.
Физико - географическое положение
Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира).
Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на
юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным
природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.
Экономико - и политико-географическое положение: Свердловская область на политикоадминистративной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке
Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во
времени.
Практическая работа
№1 «Характеристика и оценка географического положения
Свердловской области».
II. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (14 ч)
Природные условия и ресурсы, их хозяйственная оценка и использование.
Геологическое строение
Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические
структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно - Сибиркая
плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в

истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный эры.
Карты тектоническая и геологическая.
Практическая работа №2: тектоническое строение Свердловской области.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения
полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская
группа(Высокогорское и др.). Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа
(Качканарское,
Первоуральское).
Медные руды (Красноуральское,
Кировградское,
Дегтярское,
Сафьяновское и др.). Марганцевые руды (Полуночное, Мароны» Алюминиевые руды
(Североуральская гр.). Золото (Березовское, россыпные месторождения в долинах рек Туры,
Салды, Тагила и др.). Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и др )
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк
(Шабровское), кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское, Троицко
- Байновское), самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.), поделочные камни
(Гумешевское, Мед-порудянское, Седелышково), каменный уголь (Егоршинское, Нловская
группа), бурый уголь (Карпинский бассейн). Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных
ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы.
Практическая работа №3: Месторождения полезных ископаемых
Практическая работа. № 4 «Закономерности размещения полезных ископаемых»
Рельеф
Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных
форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный
Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты
(Бардымский, Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый Камень, Хоза-Тумп), увалы
(Киргишанский), кряжи, массивы (Конжаковский Камень, Денежкин Камень, Чистоп).
Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.
Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные (цокольные и пластовые),
аккумулятивные;процесс их образования. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины,
увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская
равнина и ее части: Туринская наклонная равнина, Пелымо-Тавдинская низменность, СевероСосьвинская возвышенная равнина.
Практическая работа №5: Основные формы рельефа Свердловской области.
Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами.
Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры,
известняковые скалы-«бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф
юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала и на
равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на
склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа. № 6 «Закономерности размещения полезных ископаемых»
Климат
Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного циркуляционного.
Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам.
Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс, и их повторяемость.
Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских
гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области.
Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных
процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их распределение. Снежный
покров. Коэффициент увлажнения. Климатические районы. Климат и человек. Типы погоды и их
повторяемость. Прогноз и предсказания погоды.
Агроклиматические ресурсы.
Практическая работа №7: Климатообразующие факторы Свердловской области.
Практическая работа № 8 «Особенности климата Свердловской области»
Внутренние воды и водные ресурсы
Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и
Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой,

Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва.
Сток и густота речной сети. Питание и режим рек.
Практическая работа №9«Внутренние воды Свердловской области».
Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения
котловин: тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старинные и озера-туманы (Пелымский
Туман), озера-водохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское).
Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные
воды.
Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их
использование.
Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов.
Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления
водных ресурсов
Практическая работа №10: «Оценка обеспеченности водными ресурсами».
Растительность, почвы и животный мир
Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы
растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности,
высотная поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности.
Антропогенные изменения растительности.
Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика
северной, средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот
и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно -таежные
леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных
хребтов и массивов Урала.
Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиновоберезовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры
в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности.
Карты растительности.
Практическая работа № 11 «Выявление условий почвообразования типов почв
(количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия».
Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород па формирование почвенного
покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв
области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные,
черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные,
пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.
Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные
буроземовидные, горно-луговые и горнотундровые.
Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные
представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот.
Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.
Практическая работа №12 «Объяснение особенностей растительного и животного
мира природных зон области».
Природные комплексы
Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов.
Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные.
Карта природного районирования.
Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: ВосточноЕвропейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна,
Западно-Сибирская равнинная страна.
Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные комплексы
(ландшафтные области и природные районы). Ландшафты и низшие природные комплексы.
Изменение природных комплексов под влиянием человека.
Практическая работа №13 «Природные комплексы Свердловской области».
Обобщающий урок по разделу «Физическая география Свердловской области»
III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ (20ч.)

История заселения и хозяйственного освоения территории

Свердловской

области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по
материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской землей и
Московской Русью.
Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака, присоединение к
территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохо зяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских
поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.
Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие горнозаводского дела на
Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин - выдающиеся государственные деятели,
основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых -основателей черной
металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала. И.И. Ползунов изобретатель и конструктор паровой машины.
Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии горнозаводской
промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности:
металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Постройка первого русского паровоза
Е.А. и М.Е. Черепановыми, изобретение ра-Л1 ю А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и
гранильного искусства.
Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием, эвакуированных с запада
Предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного
комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в
60-е годы.
Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути рыночных отношений,
создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК.
Экономико-географическое положение
Особенности ЭГП Свердловской области, следствие ЭГП и положение области внутри
страны. Транспортно-географическое положение Свердловской области.
Практическая работа №14: особенности ЭГП Свердловской области.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего
Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные
занятия коренного населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды, наиболее высокого и
низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями
естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в
разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического
развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения.
«Старение»населения области. Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на
размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.
Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под влиянием
изменения социальных отношений. Современная социальная стратификация общества Среднего
Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная
характеристика.
Взаимосвязь
с половозрастной
структурой
и демографическими
процессами.
Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных
дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав
трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система
подготовки кадров.
Наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил,
Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых

ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы
городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым
функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы
городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных природнохозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик
уральской деревни в прошлом и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении.
Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.
Практическая работа № . №15«Трудовые ресурсы и трудоспособное население. Рынок
труда».
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения (специализации)
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса
Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий
уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы
размещения черной металлургии на территории области (сырьевой, экономико-географическое
положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении
медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль
цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на
размещение производств алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития цветной
металлургии: дефицит сырья и электроэнергии.
Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе
комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных
удобрений и пластмасс на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом
комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на Красноуральском и
Среднеуральском(СУМЗ - г. Ревда) медеплавильных комбинатах;
Химические
производства,
развивающиеся
на привозном
сырье: шинное и
резинотехнических изделий, синтетических волокон.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого
Машиностроения
(оборудование
для
горнодобывающей,
металлургической
промышленности,
энергетическое
оборудование).
Изменение
отраслевого
состава
машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального
машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов.
Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в
Свердловской области. Место военно - промышленного комплекса в машиностроении области и
проблемы конверсии.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильнодеревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленность
Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая
целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь
и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса.
Практическая работа №8: отрасли специализации Свердловской области.
Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения (обслуживающие
население и хозяйство Свердловской области)
Топливно-энергетический комплекс. Состав комплекса. Топливно-энергетический
баланс Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива.
Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии.
Проблемы и перспективы развития и размещения топливно-энергетического комплекса.
Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Крупнейшие
электростанции: Рефтинская, Краснотурьинская, Среднеуральская, Белоярская (АЭС),
Комплекс отраслей по производству строительных материалов. Состав комплекса.

Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми
комплексами.
Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая
промышленность - отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов
(кирпич, железобетонные изделия), и их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность.
Агропромышленный комплекс. Специфические особенности агроклиматических
ресурсов:недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние, и ранние
осенние заморозки в южных районах, переувлажненность северо-восточной части области.
Структура земельного фонда, малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных
площадей. Низкое естественное плодородие почв, каменистость и маломощность, горных почв.
Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре
сельского хозяйства области, молочно-мясная специализация животноводства. География
животноводства. Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая
рожь, ячмень), овощеводство и картофелеводство. География растениеводства.
Состав комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы
размещения легкой промышленности Свердловской области: потребительский, и необходимость
использования свободных женских трудовых ресурсов.
Транспортный комплекс. Состав комплекса, и роль отдельных видов транспорта в его
Структуре. Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках, и во
внутренних перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и ее
территориальные различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и
железнодорожные магистрали.
Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота
автодорог с твердым покрытием в пределах области и её территориальные различия. Важнейшие
автодороги.
Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные судоходные реки:
Тавда и Тура.
Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область с основными нефте- и
газоносными районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-Серов-Нижний Тагил-Екатеринбург. Карты транспорта.
Обобщающий урок по теме «Хозяйство Свердловской области»
Экономико-географические районы Свердловской области
Деление Свердловской области на районы. Общая комплексная характеристика районов
Свердловской области.
Проектная работа по разделу «Экономическая и социальная география Свердловской
области». Экскурсия в музей «Горных пород».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
•
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
•
устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
•
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
•
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
•
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
•
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов,
причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
•
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
•
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
•
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Работа с информацией
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
•
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
•
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
•
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

•
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
•
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
•
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
•
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
•
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
•
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки;
•
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
•
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые,
видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории
географических открытий и важнейших географических исследований современности;
•
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
•
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
•
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
•
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле;
•
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
•
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
•
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле;
•
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;
•
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для
получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;

•
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
•
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и
«меридиан»;
•
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
•
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
•
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической
широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение
Земли;
•
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
•
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
•
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;
•
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные
формы рельефа Земли;
•
различать горы и равнины;
•
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
•
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
•
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
•
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
•
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания;
•
классифицировать острова по происхождению;
•
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
•
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на
примере своей местности, России и мира;
•
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
•
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;
•
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической, географического описания).
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские камеральные
и практические задания, практикумы и опытническую работу.
Занятия проводятся
с
применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и
познавательные игры, упражнения, викторины, экскурсии, исследовательские проекты,
дидактические карточки). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм
проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией,
подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения,
связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и
контингентом учащихся.
Формы проведения уроков:
- практические работы,
- урок здоровья,
- урок - диалог,
- урок - викторина,

- урок - исследование с составлением групповых проектов, экскурсия.
Методы обучения,
используемые в учебном процессе: словесные, наглядные,
практические; проблемные, частично - поисковые; творческие.
Оценивание творческих работ может проводиться в форме устной презентации и устного
сообщения, самоанализа и самооценки с учетом индивидуальных особенностей детских
коллективов.

Тематическое планирование
№ раздела

1

2

3

4
5

6

Название темы

Количест
во часов

Электронн
ые (цифр.)
образовате
льные
ресурсы
3
Раздел 1.Введение. Общий обзор
http://geo.w
Свердловской области
eb.ru
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - 14ч.
14
Раздел 2. Природные условия и
http://geo.w
ресурсы, их хозяйственная оценка и
eb.ru
использование

Форма проведения
занятия

Практическая работа

Практические работы

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ Свердловской области - 18ч.
5
Раздел 3.Население Свердловской
http://geo.w Практическая работа
области
eb.ru; сайт
Свердлстат
8
Раздел 4. Особенности хозяйства
http://geo.we Практическая работа
b.ru ; сайт
области
Свердлстат
2
Раздел 5. Экономико http://geo.w Практическая работа
географические районы
eb.ru

Раздел 6. Обобщение курса География
Свердловской области
Итого: 34 ч.

2

http://geo.w
eb.ru

Календарно-тематическое планирование
Электронные
образовательные
ресурсы

Проектная работа

№ №
Дата Тема занятия
Практическое задание
п/п занятия
по
разделу
Раздел 1. Введение. Общий обзор Свердловской области - 3 ч
1
Практическая работа
1.1
Что изучает география
http://fns.nspu.ru/resurs
№1
«Характеристика
Свердловской области
/fisgeo.ru
географического
2
2.2
Особенности физикоhthttp://fns.nspu.ru/resurs/
положения
географического
fisgeo.ru
Свердловской области»
положения. Крайние точки
http://fns.nspu.ru/resurs/fisge
области
o.ru www.ecosystema.ru
3
3.3
Экономико - и
транспортно-географическое
положение. Соседи
Свердловской области,
роль во внешней торговле
России. Выгоды и недостатки
транспортно-географического
положения области.

4

2.1

5

2.2

6

2.3

7

2.4

8

2.5

9

2.6

10

2.7

11

2.8

12

2.9

13

Раздел 2. Природные условия, их хозяйственная оценка и использование - 14ч.
П.р № 2:
Геологическая история и
http://www.museum.msu.ru
«Тектоническое
геологическое строение
строение земной коры».
территории
Полезные ископаемые
П.р. №3
http://www.museum.msu.ru
«Месторождения
полезных ископаемых».
Практическая работа
П.р.
№ 4 «Закономерности
http://www.museum.msu.ru
размещения полезных
«Закономерности
ископаемых»
размещения полезных
ископаемых»
Рельеф Свердловской
П.р. №5 «Основные
http ://www. scholar.ru/tag.
области
формы рельефа
php?tag
id=14497
Свердловской области
.http://geo.web.ru
П.р. № 6«Особенности
Практическая работа
http://magiclibrary.ex6.
«Особенности рельефа
рельефа
ru/album2.php
Свердловской области
Свердловской
области
.http://geo.web.ru
Факторы, определяющие
П.р. № 7
http://magiclibrary.ex6.
климат
«Климатообразующие
ru/album2.php
факторы Свердловской
http://geo.web.ru
области».
П.р. № 8
Практическая работа
http://magiclibrary.ex6.
«Особенности климата
«Особенности климата
ru/album2.php
Свердловской области»
Свердловской области»
http://geo.web.ru
Разнообразие внутренних
http://magiclibrary.ex6.
П.р. №9«Внутренние
вод области.
ru/album2.php
воды Свердловской
http://geo.web.ru
области».
Озера, болота, подземные
воды

http://geo.web.ru
. http ://zeml evedy.ucoz.ru

2.10

Закономерности
распространения почв

http://geo.web.ru
. http ://zeml evedy.ucoz.ru

14

2.11

Растительный и животный
мир области

http://geo.web.ru
. http ://zeml evedy.ucoz.ru

15

2.12

Природные комплексы

16

2.13

17

2.14

http://geo.web.ru
. http ://zeml evedy.ucoz.ru
http://geo.web.ru
. http ://zeml evedy.ucoz.ru
http://geo.web.ru
www.ecosystema.ru

18

3.1

Природные зоны и
ландшафты
Обобщение по теме
«Разнообразие природных
условий и ресурсов
Раздел 3. Население - 5 часов
Историко http://geo.web.ru

П.р. № 10«Оценка
обеспеченности водными
ресурсами».
П.р. № 11 «Выявление
условий
почвообразования
типов почв (количество
тепла и
влаги, рельеф, характер
растительности)и
оценка их плодородия».
П.р. №12«Объяснение
особенностей
растительного и
животного мира
природзон области».
П.р. №13 «Природные
комплексы».
Виртуальное
путешествие
Мини-проект «Био
разнообразие
лесостепной зоны КГО.
П.р. №14 «Выявление

географические
особенности населения.
Развитие экономики со
времён Петра 1 до 1861г.

http://www.bookshare.net
САЙТ Свердлстат

19

3.2

Экономический облик
Среднего Урала после
реформы

http://geo.web.ru
САЙТ Свердлстат

20

3.3

http://geo.web.ru
САЙТ Свердлстат

21

3.4

Численность населения
области, естественный
прирост.
Структура населения и
формы расселения

22

3.5

Практическая работа
«Особенности населения
Свердловской области»

http://geo.web.ru
САЙТ Свердлстат

23

4.1

24

4.2

25

4.3

исторических
особенностей заселения
области, её
хозяйственного освоения,
примеры
географических
исследований области».
П.р. №15
«Трудовые ресурсы и
трудоспособное
население. Рынок труда».
П.р.№15 «Анализ
графиков численности
населения и
половозрастных пирамид,
анализ графика«Динамика
экономическиактивного
населения и динамики
миграционных
потоков».
Выявление роли ЭГП в
развитии городов».
П.р. №16 «Оценка
изменения численности
населения, изменения
соотношения
городского и сельского
населения, развитие
системы городских
поселений. Оценка
привлекательности
места своего
проживания»

Раздел 4. Особенности хозяйства области - 8 часов
Общая характеристика хозяйства.
П.р. №17 «Определение
http://geo.web.ru
МОК государственного значения
различий в
http ://edc.tversu.ru/ext/plan.p
Металлургический и химический
специализацииосновны
df
комплексы.
х районов химической
www.ecosystema.ru
промышленности по
картам истатистическим
материалам
Отрасли машиностроительного
П.р.№18 «Определение
http://geo.web.ru
комплекса.
по картам
http ://edc.tversu.ru/ext/plan.p
закономерностей
df
размещения отраслей
www.ecosystema.ru
наукоёмкого,
трудоёмкого и
металлоёмкого
машиностроения».
Топливно - энергетический
П.р.№19 «Определение
http://geo.web.ru
комплекс. Комплекс
Топливноhttp://ekoстроительных материалов.
энергетического
r.ucoz.ru/news/metody
баланса
geograficheskikh
Свердловской области и
issledovanij/
www.ecosystema.ru
его изменение.
Основные поставщики
топлива».

Электроэнергетика.
Крупнейшие
электростанции:
Рефтинская,
Краснотурьинская,
Среднеуральская,
Белоярская (АЭС)
П.р. №20«Определение
состав комплекса. Центры
лесозаготовок,
лесопильнодеревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная,
лесохимическая
гидролизная
промышленности».

26

4.4

27

4.5

АПК области

28

4.6

Транспортный комплекс.

http://geo.web.ru
http://otherreferats.allbest.ru/
geography/
www.ecosystema.ru

П.р №22«Характеристика
Транссибирской
магистрали как одной из
важных транспортных
магистралей страны».

29

4.7

Автомобильный транспорт

http://geo.web.ru
http://otherreferats.allbest.ru/
geography/
www.ecosystema.ru

Урок - диалог
«Особенности
автомобильного
транспорта».

30

4.8

Воздушный транспорт.

31

5.1

32

5.2

Лесная и
деревообрабатывающая
промышленность

http://geo.web.ru
http://ekor.ucoz.ru/news/metody geogr
aficheskikh
issledovanij/
www.ecosystema.ru

http://geo.web.ru
http://ekor.ucoz.ru/news/metody
geograficheskikh
issledovanij/
www.ecosystema.ru

http://geo.web.ru
http://otherreferats.allbest.ru/
geography/
www.ecosystema.ru
Раздел 5. Экономико - географические районы - 2 ч
Горно - промышленный
http://geo.web.ru
http://otherreferats.allbest.ru/
Район. Промышленное
geography/
Лесопромышленное Зауралье.
Агропромышленное
Предуралье и Зауралье.

П.р. №21«Определение
Специфических
особенностей
агроклиматических
ресурсов. География
растениеводства и
животноводства».

Викторина, тема
«Екатеринбургский
аэропорт - один из
крупнейших в стране.
П.р. №23 «Составление
сравнительной
характеристики
районов»

http://geo.web.ru
http://ekor.ucoz.ru/news/metody
geograficheskikh issledovani

iL
33

6.1

34

6.2

Раздел 6. Обобщение курса География свердловской области - 2 ч.
Проектная работа:
http://geo.web. ruhttp://ekor.ucoz.ru/news/metody
geograficheskikh
issledovanij/
Экскурсия в музей горных
пород Свердловской
области.

Итого; 34ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
1. Учебники и учебные пособия для учителя
2. Программа Капустин В.Г., Корнев И.Н., Екатеринбург: Издательство Дома Учителя,
2004г. Атлас Свердловской области. ФГУП «Уральская картографическая фабрика»,
2003.
3.Рабочая тетрадь для 8 - 9 классов - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000.
4. Земля городов: Культурно - исторические очерки. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2009.
5. Город посередине России: Культурно - исторические очерки. - Екатеринбург: Издательство
«Сократ», 2008г.
6. Где посох ударил: Культурно - исторические очерки. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2009.
7. Карты: физическая, экономическая,
8. Охраняемые природные объекты Свердловской области масштаб Авторы Н.П. Архипова и В.В.
Ипполитов. Настенная карта масштаба 1: 500 000. Екатеринбург, 1994. 1:750000 М.
Роскартография.
9. Экологическая карта Свердловской области.
10. Учебная карта по курсу «География Свердловской области». Масштаб 1: 2 500 000. Автор В.Г.
Капустин. М., Роскартография, 1993.
11. Физическая карта Свердловской области (учебная карта), стенная карта масштаба1: 750 000.
М., Роскартография, 1998.
12.Золотой CD-ROM Свердловской области: Ландшафты Урала, Столица Урала, Наследие
времён, Наука и образование, Промыслы и ремёсла, Промышленность. Екатеринбург, Изд-во
«Баско», 1996.
13. Атлас Свердловской области. Москва: Роскартография, 2005.
1 4. Коллекции горных пород и минералов.
II. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
-

Компютер

-

Мультимедиа-проектор

-

Комплект географических карт, таблиц.

-

Видеофильмы и слайд фильмы о родном крае

-

Интерактивное наглядное пособие. Природа Среднего Урала. Атлас Свердловской области.

III. Электронные сайты
1.http://fns.nspu.ru/resurs/fisgeo.ru
2.http://www.museum.msu.ru
3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=14497
4.http://magiclibrary.ex6.ru/album2.php
5. http ://zemlevedy.ucoz.ru
6.http://www.booksshare.net
7. http ://edc.tversu.ru/ext/plan.pdf
8.http://eko-r.ucoz.ru/news/metody_geograficheskikh_issledovanij/
9.http://otherreferats.allbest.ru/geography/
10. http ://slovari.yandex. ru/
11.http://www.twirpx.com/files/common/geography/discovers/
12.www.ecosystema.ru
13.http://geo.web.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».